Л.Х.Освальд (oswald_lh) wrote,
Л.Х.Освальд
oswald_lh

Category:

Vuurwapen: Тренировка с военными или спортсменами?

Есть вопрос, который я обдумываю уже много лет, и пока не обсуждал ни с кем кроме пары близких товарищей.

Я встречал и читал в инете много споров по вопросу, что лучше – заплатить за курс бывшего военного/полицейского стрелка или у спортсмена-чемпиона? То есть, заниматься нужно у человека, имеющего опыт службы в подразделениях СпН, или же учиться стрелять у спортсмена из ФПСР/ИДПА/ТИРС и пр.? Ниже приводятся мои личные соображения по вопросу, так что мое ИМХО.

Когда вы проходите курс огневой подготовки, в первую очередь Вы платите только за то, чтобы Вас научили стрелять из пистолета, карабина, ружья или рогатки, и не более того. С другой стороны, самые важные навыки, позволяющие выжить в бою, ничего приятного в себе не содержат и, наверное, никто не будет платить за возможность рыть на скорость окопы полного профиля или падать лицом в грязь по «вспышке слева». Такие навыки бесценны для практического выживания и, для того, чтобы этому научиться, нужно пролить литры пота, но… Не будем отвлекаться.

Лучшие стрелки спортсмены, такие как Роб Лизем и Дэйв Севини высоко ценятся военными подразделениями СпН, личный состав которых хочет научиться стрелять точнее и быстрее всех в мире. Но они не просят Дэйва Севини научить их тактике поиска противника и боевому развертыванию – все, что им надо это повысить свое мастерство в огневом контакте. И вот в этой части – непосредственно «огневой» опыт спортсменов бесценен для военных.

Люди посещают курсы по огневой подготовке в первую очередь с целью улучшить свое стрелковое мастерство, а не для чего-то другого.


Некоторые граждане заявляли мне, что готовы учиться только у инструкторов с боевым опытом, которые «бывали за речкой». Проблема в том, что подход «а ты видел вблизи пулемет или танк?»(с) может оказаться не очень хорошей компенсацией неумения инструктора учить тому, что он умеет сам, точно также как упомянутые вскользь «боевые» могут оказаться выдумкой с целью пустить пыль в глаза.

Однажды я проходил курс по пистолету у инструктора, который травил много военных баек и даже заявлял, что участвовал в многочисленных огневых контактах, в каждом из которых получал от противника огнестрельные ранения, в том числе однажды получил пулевое попадание в лицо.

Моей первой реакцией на эти рассказы была мысль, что этот инструктор, или не очень хороший стрелок, раз он получал пулю в каждом бою, или он медленно учился, не усваивая материал с первого раза. Вторая мысль, которая не давала мне покоя, это что рассказ про пулю в лицо – вранье, ибо я однажды видел, как выглядит человеческое лицо после пулевого попадания.

Немного на другую тему, но в целом пример того, что мне не нравится - начиная с временной отметки 1:45 на этом видео. Я прихожу учиться стрелять вовсе не для того, чтобы смотреть на разрывание тельника с криками «как я друзей терял в окопах и их телами укрывался», а для того чтобы научиться стрелять точнее и быстрее. Если же этот инструктор действительно терял друзей в бою и перешагивал через их трупы, как он говорит, то это совершенно лишняя информация для группы гражданских, которых он обучает.



Не знаю, как персонаж на видео, но лично я в командировке провел большую часть времени, отсыпаясь или устанавливая неформальные контакты с местным населением.


Вам решать, как потратить свои деньги и время, но я не стал бы отказываться от обучения у инструктора только потому, что у него нет боевого опыта, равно также как я не стал бы отказываться от обучения у человека, потратившего на службу свои лучшие годы, в то время как другие зарабатывали медали на спортивных соревнованиях. Важно чему и как учит инструктор, а не то, где он этому научился.

P.S. После написания этой статьи я попросил Майка Пэннона поделиться его соображениями. И вот что он написал:

Как инструктор, имеющий некоторый опыт участия в боевых действиях, я не желаю ни в каком виде обсуждать эти темы на своих курсах по двум причинам: чтобы ты не рассказывал, знакомые с вопросом слушатели воспримут тебя как хвастуна, а незнакомые - как чудовище.

Цель инструктора научить новому и развить имеющиеся навыки. Многому можно научиться у стрелков-спортсменов, в части быстрого и точного поражения мишеней, но на этом спорт кончается. Применению стрелковых навыков в бою должен учить инструктор, обладающий необходимым опытом и педагогическими способностями для того, чтобы донести какие навыки и где применимы, а где нет. Один только опыт участия в боевых действиях не делает из инструктора супергероя и носителя всемирной мудрости. Этот опыт даже не доказывает, что этот инструктор хорошо воевал – он доказывает только то, что инструктор участвовал, не более того.

Быть военным или полицейским, который выжил в нескольких сложных огневых контактах вовсе не означает, что этот человек теперь хороший солдат или сотрудник органов. И наоборот, отсутствие у человека опыта непосредственного участия в огневом контакте вовсе не означает, что этот человек не в состоянии «выступить» в реальной ситуации выше среднего. Я встречал людей, которые после нескольких боев в Ираке оставались совершенно некомпетентными с военной точки зрения. И я также встречал и тренировал людей абсолютно без всякого боевого опыта, с которыми я бы никогда не пожелал оказаться в бою по разные стороны баррикад.


Маленькая памятка для «тактических инструкторов»:
1. Прекратите постоянно торговать своим «да, я в прошлой жизни был…» - напишите автобиографию и повесьте на своей страничке в социальной сети, там таким воспоминаниям самое место.
2. Наличие боевого опыта не снимает потребности быть в состоянии объяснить и показать высокий класс стрельбы и техники, которой вы учите.
3. Используйте свой опыт для объяснения и иллюстрации прикладных задач, без отвлечений на байки «помню как то раз в 1995 году…»

Маленькая памятка для «стрелков-спортсменов»:
1. Кончайте с цирковыми номерами, демонстрирующими феноменальные возможности вашей спортивной техники – студенты УЖЕ пришли учиться к вам, поскольку вы успешный стрелок.
2. Все спортивные соревнования на планете не заменят боевой подготовки и опыта боевых действий, так что не нужно псевдовоенных понтов, как будто вы сами «бывали за речкой».
3. Не пытайтесь произвести на обучаемых впечатление своим дорогущим затюненным спортивным карабином, особенно если сами обучаемые вооружены дешевым заводским оружием типа Сайги из коробки. Такой контраст дает ученику легкое, но ошибочное объяснение типа: «Да, у преподавателя конечно самый лучший ствол, если бы у меня были деньги на H&K MR-223 или Sig X-five, уж я бы показал!». Используйте для обучения оружие, максимально схожее с тем, что используют ваши ученики. Акцентируйте их внимание на том, чего можно добиться с ИХ оружием!


Майк Паппоне ведет огонь из тактического карабина BCM с 370мм стволом.


Крайняя мысль. Мужество и отвага, необходимые для любых жизненных трудностей, не отличаются от качеств, нужных в бою. Они куются годами, и никакие агитация и пропаганда «на месте» не заменят заранее продуманных в спокойной обстановке действий. Сложные решения редко принимаются правильно с бухты-барахты. Умение хладнокровно совершить правильное действие закладывается годами тренировок. Ни один инструктор не научит вас этому. Вам нужно самому заранее прорабатывать все сложные и пугающие лично вас сценарии. Не нужно покупаться на чепуху типа «курс обучения секретным методикам убийства за два дня» - лучше тупо тренируйте стрельбу, от этого больше толка.

Таким образом мой универсальный девиз - “Новичкам везет, но не повезти может любому. Тяжело в учении, легко на работе.” (с)


Адаптированный перевод с сокращениями Л.Х.Освальда. Оригинал статьи тут. Об авторе - тут.
Tags: tactics
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments